Морально – этические проблемы ЭКО

Религия во все времена скептически относилась к научному прогрессу и медицине. Любое вмешательство в человеческийорганизм всегда воспринималось как противодействие божественному замыслу. Не удивительно, что такая относительно новая технология как ЭКО столкнулось с целым рядом этических проблем на религиозной почве.

ЭКО – сложные этические вопросы искусственного оплодотворения:

Православная Церковь об ЭКО

Православная Церковь не запрещает проводить ЭКО. В частности, заседание Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2013 года постановило, что искусственное оплодотворение является допустимым средством помощи бездетным супругам. Дети, рожденные после ЭКО, подлежат крещению наряду со всеми другими детьми. Экстракорпоральное оплодотворение, согласно православию, не разрушает брака, осуществляется в пределах супружеских отношений и не имеет существенных отличий от зачатия естественным путем.

Однако Православная Церковь даёт негативную оценку отдельным категориям ЭКО:

  • Использование донорской яйцеклетки или спермы. Донорский материал разделяет социальные и биологические аспекты родительства, что отрицательно сказывается на микроклимате в семье.
  • Редукция. Уничтожение ненужных эмбрионов расценивается РПЦ как разновидность аборта. Эмбрионы,согласно православию, уже являются одушевленными человеческими организмами, поэтому их консервация и селекция морально недопустимы, а их разрушение приравнивается к убийству. В процессе ЭКО должно быть заготовлено ровно столько зародышей, сколько необходимо для проведения успешной процедуры.

ВАЖНО: Церковь крайне отрицательно относится к суррогатному материнству, считая его аморальным и рассматривая не иначе как «выращивание ребенка на заказ».

  • ЭКО одиноким женщинам. Православие порицает данную возможность как противоречащую божественным заветам создания семьи. Такаяпроцедура лишает ребенка права на полноценное воспитание с участием второго родителя.

Католическая Церковь об ЭКО

Римско-Католическая Церковь рассматривает ЭКО как вторжение третьих лиц (врачей) в акт деторождения. Такое вмешательство может быть допустимым только в 3 случаях:

  • Если оно не приводит к гибели людей. По данной позиции католичество солидарно с православием и также наделяет эмбрионы душой и неотъемлемым правом на существование.
  • Если на нарушается структура семьи. Как и православие, католичество осуждает ЭКО одиноким женщинам. У ребенка обязательно должны быть оба родителя.
  • Если родителями являются только супруги. Римско-Католическая Церковь осуждает использование донорского материала как разрывающего единство семьи.

Этически неприемлемой считается анонимность донора. Если ребенок не знает, кто именно пожертвовал для него своей яйцеклеткой или сперматозоидом, он подсознательно начинает чувствовать дискомфорт, постепенно переходящий в расстройство личности. Рано или поздно он начнет искать своего настоящего родителя, что может представлять угрозу разрушения семьи.

В отличие от Православной Церкви, Католическая занимает резко отрицательную позицию не только к использованию донорского материала или к процессу редукции эмбрионов, но к искусственному оплодотворению в целом. ЭКО рассматривается как богоборческая технология, пытающаяся подменить собой супружеский акт. Если Всевышний распорядился, чтобы у данной пары не было детей, значит такова его воля, а попытки изменить это человеческими силами являются выражением гордости и прямым противодействием божественному замыслу.

По мнению Римско-Католической Церкви, ЭКО – только первый шаг в пропасть, за которым следуют такие «богомерзкие» вещи как скрещивание человека с животными и клонирование.

Разобщение зачатия

Католичество считает, что ЭКО нарушает естественный процесс зачатия. Это происходит по 2 причинам:

  • Для получения спермы необходима мастурбация. В результате большая часть сперматозоидов «падает на землю», то есть бесцельно погибает, что критикуется Библией.
  • Зачатие происходит без полового акта, что разобщает супругов в достижении общей цели. Из-за этого зачатие теряет часть своего значения.

Разобщение зачатия приводит к тому, что ребенок перестает быть божественным даром, а становится продуктом научного прогресса.

Нарушение родственных связей

Происходит в нескольких аспектах:

  • Нарушаются права ребенка на установление «сыновних и дочерних отношений с родителями» из-за вмешательства третьих лиц.
  • Родители воспринимают ребенка как приобретенный продукт, а не как душу, данную Богом.

Отдельной критике подвергается суррогатное материнство, нарушающее внутриутробную связь между матерью и ребенком. Считается, что суррогатная мать превращает своё тело в «инкубатор» для получения прибыли, что является нравственно недопустимым.

Проблема эмбрионов

В момент оплодотворения Бог наделяет зародыш душой, поэтому селекция, инкубация или научное изучение эмбриона трактуется как ущемление человеческого достоинства, а редукция – как разновидность аборта.

Коммерческое использование замороженных эмбрионов Римско-Католическая Церковь расценивает как торговлю человеческими существами, недопустимую после отмены рабства.

Иудаизм об ЭКО

В иудаизме не существует единой позиции относительно ЭКО. Одни иудейские авторитеты выступают всецело за экстракорпоральное оплодотворение, другие – категорически против.

Аргументы в поддержку ЭКО:

  • Способствует реализации завета «плодитесь и размножайтесь».
  • Является выражением любви по отношению к парам, страдающим от бесплодия.
  • Укрепляет бесплодные семьи.

Аргументы против ЭКО:

  • Слишком опасно подвергать божественный акт зачатия воздействию человеческого фактора. Возникает риск подмены биоматериала, который в свою очередь вызывает сомнения в установлении отцовства или материнства ребенка.
  • Использование донорской спермы может рассматриваться в качестве супружеской измены, а ребенок, появившийся от такого зачатия, может быть ограничен в правах.

Отсутствие единого мнения, кого считать матерью – ту, кто выносила ребенка, или ту, кто дала яйцеклетку.

Буддизм об ЭКО

Большая часть буддийских сообществ с уважением относится к достижениям науки и медицины. Буддизм не ограничивает людей в методах продолжения рода, если это не преумножает страдания в мире. Рождение ребенка считается священной добродетелью, а ЭКО – сопутствующим средством её достижения.

Однако буддизм трепетно относится к любым формам жизни, в том числе к оплодотворенным эмбрионам. Поэтому бездумное отношение к размножению и редукция в процессе ЭКО считаются крайне нежелательными.

Отдельные буддийские школы (например, представители традиционной сангхи СНГ) отвергают ЭКО как технологию, противоречащую естественному процессу размножения.

Мнение буддиста об ЭКО:

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Можно ли сделать ЭКО одинокой женщине бесплатно по федеральной программе

По федеральной программе – можно, по региональной – нельзя.

Как подготовится к переносу эмбрионов?

Специальной подготовки не требуется. За пару часов до процедуры необходимо выпить большое количество жидкости, чтобы наполнить мочевой пузырь.

ПОПУЛЯРНЫЕ ОТЗЫВЫ

Крио протоколы ЭКО

В этом году проходили криопротокол. После разморозки из 3 ЯК осталось 2, и одна из них прижилась. Вообще, про крио- пишут, что приживаемость после него лучше, чем при подсадке «свежих» эмбрионов. Убедилась на собственном примере))

Правовые вопросы и проблемы ЭКО и суррогатного материнства:

Второе ЭКО после удачного первого

  • Нашему малышу 10 месяцев. Как будет год, пойдем клинику делать второго)) благо, лишние клетки сохранили на Крио.
  • Мы хотим второго, но врач сказал, что после нашего КС желательно подождать 2 года.
Добавить комментарий